Логистика и дистрибьюция


Консалтинг в логистике - ЗА и ПРОТИВ!

В предыдущей статье «Быть логистом: хорошо или плохо?» мы остановились на актуализации логистики как для современного бизнеса, так и для профессиональной деятельности в области логистики. В данной статье хочу остановиться на понятии «логистический консалтинг» и его значении, как для бизнеса, так и для специалистов, занимающихся логистической деятельностью. Актуализация данного материала определяется тем, что предпринимателям важно определиться: способен ли его менеджмент достичь желаемых результатов самостоятельно или необходима помощь независимого консультанта. Главное здесь время, точность в анализе текущего состояния, качество принятых решений, эффективность и продуктивность в реализации принятых решений.

Рассмотрим логистический консалтинг через призму того, с чем сталкиваются компании на современном этапе, и, прежде всего, исходя из того, что:

  • рынок труда испытывает огромный недостаток в квалифицированных специалистах в области логистики, вызванный, прежде всего тем, что вид деятельности новый и в подавляющем большинстве уровень подготовки специалистов не соответствует современным требованиям бизнеса. Это обусловлено тем, что чаще всего в ВУЗах логистике обучают те, кто сами на практике этим никогда не занимались;
  • логистические технологии развиваются настолько стремительно, а окружающая среда бизнеса постоянно изменяется так быстро, что многие не поспевают идти в ногу с изменениями, эти изменения порождают проблемы в обслуживании клиентов, а основная масса людей боится изменений и не готова решать новые проблемы;
  • логистика, как важнейший инструмент конкурентного преимущества, носит сугубо индивидуальный характер для каждого предприятия, поэтому у логистических менеджеров часто не хватает опыта, им просто нужен свежий взгляд со стороны;
  • во многих компаниях менеджмент не в полной мере понимает роль и место логистики в деятельности предприятия, а если и понимает, то не всегда имеет желание перейти к логистическим подходам в деятельности предприятия, т.к. это подразумевает большие изменения и сложные проектные работы.

Прежде, чем перейти непосредственно к логистическому консалтингу, хочу остановиться на следующем. Успех логистической деятельности будет обеспечен лишь тогда, когда менеджмент компании будет четко видеть логистику в стратегическом ее назначении. Проще говоря, логистика легко интегрируется в деятельность предприятия в том случае, когда ее усилия направлены на удовлетворение потребностей клиентов, т.е. на поддержку самой сути бизнеса, достижение конкурентных преимуществ, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Если еще проще выразиться – когда за счет внедрения логистических технологий, компания укрепляет свои позиции на рынке, при этом, прибыльность бизнеса заметно возрастает. Мой подход в логистической деятельности заключается, прежде всего, не в снижении затратной части любой ценой, а в повышении рентабельности предприятия, как единого организма. В одной из компаний, которая занималась производством и дистрибьюцией колбасных изделий, сыров и масла, именно такой подход в конце 2008г. – начале 2009г. позволил не только сократить логистические издержки, но и за счет построения эффективной системы удовлетворения потребностей клиентов, существенно увеличить объемы продаж и усилить свои позиции на рынке. Не снижая уровень оплаты труда, в логистической службе удалось подобрать и подготовить высококвалифицированный персонал, который отличался высокой эффективностью. Высокий профессионализм персонала позволил одновременно снизить логистические издержки за счет ликвидации лишних операций, вызванных, прежде всего, ошибками, улучшить качество обслуживания клиентов, что позволило практически ликвидировать понятие «упущенные возможности» из-за неполного и несвоевременного выполнения заказов, существенно повысить лояльность клиентов. Что же касается объемного логистического проекта в данной компании, то персонал практически через полгода смог самостоятельно разрешить до 40% задач, поставленных в начале проекта. Главный успех в работе с персоналом был обеспечен тем, что практически удалость ликвидировать противоречие интересов, когда у работника появляются новые возможности, то необходимость в обучении становится потребностью. Теперь о логистическом консалтинге.

Термин «консалтинг» наиболее часто трактуется как процесс, в ходе которого отдельный консультант или фирма помогает клиенту достичь определенного (желаемого) результата. Консультант - это специалист, имеющий глубокие познания в какой-то определенной области, способный помочь клиенту достичь желаемых результатов. Клиентом для консультанта может быть юридическое или физическое лицо, нуждающееся в консультациях для достижения какого-либо результата. Что касается логистического консалтинга, то он, как правило, в обобщенном виде может решать следующие задачи:

Для предприятия:

  • идентификация проблем в логистической деятельности;
  • разработка и внедрение необходимых изменений;
  • обучение логистического персонала компании.

Для специалистов, в основном – достижение результатов в профессиональном росте.

Консалтинг разнообразен. В этой статье остановлюсь лишь на двух направлениях как практикующий именно по этим направлениям: процессный консалтинг и повышение квалификации логистических менеджеров и специалистов (проведение обучающих семинаров).

1. Процессный консалтинг
Процессный консалтинг – заключается в том, что на предприятии для реализации логистических проектов создается проектная команда с привлечением консультанта.  В чем преимущества процессного консалтинга:

  • вся деятельность сопряжена с бизнес-процессами и учитываются индивидуальные особенности предприятия;
  • шансы достичь конечных результатов могут быть выше, чем в экспертном консалтинге, т.к. решения принимаются совместно, соответственно ответственность за реализацию решений лежит на проектной команде, т.е. существенно снижается сопротивляемость персонала на этапе реализации решений;
  • совместный внутренний логистический аудит бизнес-процессов позволяет более точно определить проблемы, т.к. специалисты, ежедневно выполняющие определенные операции, опишут существующие процессы «как есть» довольно точно, тем качественнее будут приняты решения по изменениям, тем эффективней и продуктивней будет процесс реализации проектных решений;
  • выполнение плана проекта контролируется в текущем режиме по установленным индикаторам;
  • в положительном результате проекта заинтересован, как клиент, так и консультант, а при верной мотивации и участники проектной группы от предприятия, т.е. легче найти компромисс среди заинтересованных лиц в проекте;
  • на выходе проекта клиент получает персонал способный самостоятельно идентифицировать проблемы и принимать правильные решения, существенный рост прибыльности предприятия;
  • закладываются мощные основы для командной работы не только среди участников проекта, но и с менеджерами смежных служб, важность чего обуславливается тем, что «всезнаек – умельцев» в природе просто не существует, в том числе и среди консультантов;
  • снижаются до минимума риски, т.к. в случае непредвиденных проблем проект можно приостановить на любом этапе и внести своевременные нужные корректировки;
  • клиент самостоятельно может расставлять и менять приоритеты в ходе проекта;
  • этапы проектных работ всегда носят завершенный характер;
  • на протяжении проекта можно легко реагировать на меняющуюся окружающую среду бизнеса, конкурентов, появление новых технологий – т.е. то, что было в проекте актуально вчера, сегодня может быть исключено за ненадобностью;
  • легко исправляются ошибки, допущенные раньше, из-за неточности исходной информации;
  • все материалы проекта оформляются документально, т.о. предприятие накапливает определенную сумму знаний не зависимо от работающих специалистов и т.д.

Выгодным для клиента:

Во-первых, возможность заключить с консультантом длительное соглашение и привлекать его по мере необходимости, что зачастую на много дешевле, эффективней и продуктивней, чем оплачивать работу дорогостоящих менеджеров, интересы которых по многим позициям могут не совпадать с интересами предпринимателя. Консультант, прежде всего, заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и, что-либо скрывать от клиента не в интересах самого консультанта.

Во-вторых, текучесть кадров в логистическом менеджменте приводит предприятие к длительному хаосу в логистической деятельности и большим потерям, вызванным постоянным поиском логистических менеджеров. О причине мы уже говорили – явный недостаток высококвалифицированных логистических менеджеров на рынке труда. Кадровые агентства ключевых логистических топов на постсоветском пространстве знают в лицо.

Ну, а отсутствие адекватного логистического менеджмента для предприятия выливается в кругленькую сумму по понятным причинам, к тому же легкий «бардачок» в логистике дает менеджерам низшего звена неплохо «попастись» в широких ресурсных полях предприятия, то ли это склад, то ли транспорт, то ли закупка и т.д. Крайних «вычислять» накладно, да и некому.

Отсюда и расширение интересов заработать не за счет оптимизации процессов и высокой производительности, а за счет «бамбукокурения» и рыбалки в мутной воде. Первое, что я увидел на рабочем столе в одной из компаний, пригласившей меня на должность директора по логистике, кипу актов охраны, служебок и жалоб клиентов - около 60. На следующий день еще 12 и т.д. Если на разбирательство потратить час-два можно представить, сколько рабочего времени персонала теряется на «разборки» и "пожаротушение".

Понадобилось более двух месяцев, чтобы закрыть системные ошибки, порождающие данное бумаготворчество. Самое интересное, что 90% позитивных решений было принято самими менеджерами подразделений.

Вот вам и система контроллинга, не позволяющая «пропетлять» кому бы то ни было. Если вы ознакомились с сайтом http://sites.google.com/site/kackovskij/ по процессному консалтингу, то можно заключить, что основная проблематика заключается в логистических технологиях, а главная проблема в недостатке квалифицированных менеджеров среднего звена. Более того самое печальное состоит в том, что налицо пропасть между уровнем квалификации директора по логистике и уровнем квалификации менеджеров среднего звена. Более того менеджеры среднего и низшего звена, чаще всего, остаются по другую сторону баррикад, и как основная причина – нарушение привычного ритма работы, страх перед новым, отсутствие уверенности справиться с поставленными задачами.  

Вывод: в процессном консалтинге, в отличие от экспертного консультант не только предлагает решения по бизнес-процессам, но в большей степени сопровождает проект, в том числе обучает не только проектную команду, но и ключевой персонал, от которого во многом могут зависеть результаты проекта. Важно не учить, как жить, а показать, как это делают другие, как можно сделать лучше, чем у других, а выбор должен быть за клиентом. Все-таки он владелец бизнеса и это о многом говорит.

2. Обучение (повышение квалификации) логистических менеджеров и специалистов среднего звена.

Если говорить об обучении менеджеров и специалистов среднего звена, то на настоящий момент можно говорить об обучающих семинарах и курсах повышения квалификации. Необходимость обучения данной категории обуславливается не только бурным развитием логистики, но и тем, что многие состоявшиеся директора по логистике нередко меняют свою профессиональную направленность, прежде всего потому, что многие из них становятся директорами предприятий, коммерческими или исполнительными директорами, консультантами и т.п. Не секрет, что здесь основной фактор «цена вопроса», т.е. уровень ЗП директора по сбыту и уровень ЗП директора по логистике существенно отличается, прежде всего потому, что предприниматели считают, что деньги зарабатывают "продавцы", хотя на самом деле во главе любого бизнеса - маркетинг. Кадровый резерв логистических менеджеров имеет «короткую скамейку». В последующих статьях поговорим о системах мотивации логистических менеджеров, а сейчас, все-таки об обучении логистических менеджеров и специалистов среднего звена.

Подавляющее большинство компаний не имеют стройной системы обучения логистических менеджеров. Наиболее отработана система обучения только торговых команд. В предыдущей статье отмечалось, как грузчики на складе могут сводить на нет усилия сбыта и маркетинга. Поэтому компаниям целесообразно организовать корпоративное обучение логистического персонала. А основам логистики не мешало бы обучить и весь корпоративный менеджмент. Повторюсь - логистика, это не просто структурное подразделение, а концепция корпоративного менеджмента. 

Рассмотрим плюсы и минусы некоторых обучающих процессов, которые могут применяться на предприятиях:

  • обучение силами собственных менеджеров и тренеров;
  • привлечение к обучению тренеров для корпоративных семинаров;
  • оплата индивидуального обучения ведущим специалистам.

Заинтересовать народ логистической кафедры предприятия самообразованием практически невозможно. Те, кто занимается самообразованием, не нуждаются в сторонней помощи «сесть за парту». Они это делают осознанно и в любом возрасте. Да и такие люди, как правило, не засиживаются на промежуточных ступеньках менеджмента и не боятся никаких аттестаций. Речь пойдет о тех менеджерах, которые как прилежные специалисты были выдвинуты на руководящие должности, других-то нет по разным причинам.

Организация обучения собственными ресурсами требует:

  • наличие времени у тех руководителей, которые имеют достаточные знания в области логистики;
  • самого наличия руководителей, компетентных в логистических технологиях;
  • наличие штатного тренера (тренеров) способного охватить весь персонал службы логистики, включая многочисленные филиалы;
  • наличие в департаменте по персоналу штатной единицы, которая бы полностью координировала всю систему обучения персонала в департаменте логистики и другое, в зависимости от особенностей логистической службы.

Какие недостатки могут проявиться во внутрикорпоративной системе обучения логистического персонала? Например:

  • ограниченность базы знаний;
  • ошибочное внутреннее понимание логистики (нет свежего взгляда со стороны);
  • не полное понимание «чему» и «как» учить (обычно сводится к разрешению каких-то негативных ситуаций имеющих место на предприятии, в лучшем случае разматывание клубочка);
  • в большинстве случаев обучение перерастает в разбор «полетов», говорят, что должно быть, но не учат: почему, как, когда и кто будет делать;
  • отрыв обучения от практической деятельности с редкими попытками визуализировать проблему, без реальных предложений и т.д.

Привлечение тренеров со стороны может:

  • Ограничиться стандартами вузовских подходов, если тренер не был менеджером;
  • Не учитывать индивидуальных особенностей логистической системы предприятия.

Эти недостатки легко устранимы путем элементарных коммуникаций менеджмента предприятия с тренером. Наиболее надежный вариант заключить долгосрочный договор с тренером, составить программу на год и поддерживать постоянные коммуникации с целью своевременной корректировки учебной программы. Результаты такого обучения весьма впечатляющи. Стоимость корпоративных семинаров, как правило, имеет постоянный тариф, который обычно не зависит от количества слушателей. Тренер прибывает на предприятие в согласованное время. Семинары могут быть как однодневными, так и многодневными. Если тренер (консультант) проживает в том же городе, где находится предприятие, то могут быть организованы вечерние курсы. При проведении семинара в любом другом городе, могут быть доплаты за транспортные расходы и проживание одного человека – тренера. По параметру цена – качество данный вариант наиболее приемлем для компаний. Как правило, компании заключают долгосрочные договора с консультантами в области логистики, они же и проводят обучающие семинары, при этом существуют скидки на обучение в ходе консультационной деятельности до 40%. 

Оплата предприятием индивидуального обучения специалистов на открытых семинарах: 

Такое практикуется в компаниях - лидерах на рынке, которые обучают персонал «на опережение». Вложенные предприятием деньги в дорогостоящий открытый семинар окупаются путем дальнейшего распространения полученных знаний внутри компании. Зачастую, компании направляя своих менеджеров на открытые семинары, преследуют попутные цели: оценивают уровень подтягивающихся конкурентов и проводят селекционную работу. Аналогично могут действовать и компании, преследующие лидеров. Слушатели, приезжающие на обучение за свой счет, попутно с получением знаний, имеют возможность «показать себя» и получить заманчивое предложение. На этом закончим обобщенные рассуждения об основных плюсах и минусах процессного и обучающего логистического консалтинга. 

В качестве заключения хотелось бы остановиться на самом алгоритме обучения. Из собственных наблюдений: менеджмент многих предприятий допускает  ошибку в том, что организуя корпоративное обучение с приглашением тренеров (консультантов) не правильно планирует систему обучения. Они привязываются к семинарам, вынесенным на рынок. Во всех компаниях, будучи директором по логистике, мне приходилось организовывать обучение персонала, причем в строго определенной последовательности. Формы и методы обучения зависели от индивидуальных особенностей предприятия и уровня компетенций персонала, но последовательность обучения никогда не нарушалась:

  • Основы логистики.
  • Основы логистического менеджмента.
  • Администрирование логистических систем.
  • Складирование и грузопереработка в логистических системах.
  • Логистика в дистрибьюции (здесь же транспортное обеспечение ЛС).
  • Управление затратами и эффективностью ЛС.
  • Управление изменениями в логистических системах.
  • Система документооборота, мотивации и обучения в службе логистики.

В каждой компании текстовка была разной, но последовательность неизменной. Почему?

Мало было проку от изучения систем складирования, комплектации заказов, построения маршрутов доставки и т.д., если люди толком не понимали сути логистики как таковой, не понимая основного: «для чего» это нужно предприятию в конечном итоге. Если персонал службы не понимает смысла вашего управления логистической системой, не понимает систему в целом и своего места в ней, то результаты от такого обучения будут не высоки. Персонал теряется, для него не так все просто, как для директора по логистике.

Например, вы закончили продолжительный и трудный путь по формированию на предприятии документооборота по бизнес-процессам, а через месяц менеджер по доставке у вас спрашивает, что такое бизнес-процесс, то можете быть уверенным в том, что этот документооборот не работает и остался, красиво оформленным на бумаге. Ни о какой интегрирующей и координирующей роли логистики на предприятии не может быть и речи, если сама служба логистики имеет такие разрозненные понятия как закупочная логистика, производственная логистика, распределительная логистика, складская логистика, транспортная логистика, которые оцениваются по своим узким функциональным показателям. Важно, чтобы решение о построении службы логистики, точно давало ответы на вопросы: «для чего мы это делаем», «что делаем», «как», «когда» и «кто», тогда логистика имеет шанс быть эффективной и продуктивной.

Нужен ли для этого процессный консалтинг, консультант, бизнес-тренер?

Если менеджмент способен своевременно реагировать на изменения, идентифицировать проблемы, самостоятельно принять качественные решения, реализовать их точно и вовремя, то не нужен. Если предприятие малоэффективно и малопродуктивно продолжительный период и у вас укрепляется убеждение, что с вашим менеджментом вы будете иметь то, что имеете, тогда консалтинг нужен и незамедлительно. Вопрос в одном, в каком объеме?

Если у руководителей предприятия возникнет желание наладить выгодные контакты с автором этой статьи, Игорем Качковским, то можно осуществить первичные контакты посредством Skype логин sng-logistika.  Компании заказчики могут выбрать для себя как отдельные модули, так и весь курс, состоящий из следующих тем:
1. «Основы логистики»
2. «Основы логистического менеджмента»
3. «Администрирование логистическим систем (ЛС)»
4. «Складирование и грузопереработка в логистических системах»
5. «Логистика в дистрибьюции»
6. «Управление затратами и эффективностью ЛС»
7. «Управление изменениями в логистической системе»
8. «Смысл управления и определение качества решений» (на основе методологии И.К. Адизеса).

Для предприятий Донецкой области возможно проведение однодневных семинаров по отдельно согласованной программе.
Для предприятий Донецка возможна вечерняя программа обучения. 
Стоимость семинара остается фиксированной независимо от организационных условий и количества слушателей.

При заключении договора на процессное консалтинговое консультирование могут предоставляться скидки на семинарские занятия до 40%.

Удачи и творческих успехов!

Качковский Игорь Станиславович

Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (12.11.2023) | Автор: Качковский Игорь Станиславович
Просмотров: 1251 | Теги: тренинги, курсы онлайн, консалтинг, Логистика | Рейтинг: 5.0/89